Профессия «модельер» – мечта каждой второй девчонки

Именно в этом материале пойдет речь о человек, который уже не работает, находится на заслуженном отдыхе. Но без нее невозможно представить фабрику. Ее 42 года оставили свой след в истории. Как написала про нее ее коллега Людмила Рычкова: «Она никогда не боялась работы: работала неистово, легко с искренним интересом к каждой модели, с полной ответственностью за сделанное никогда не боялась нового, не пряталась за чужие спины, резала «правду-матку». Она горела в своих моделях, она не давала покоя никому, выполняя задачи, возложенные на нее. Она не знала слово «не могу», она знала слов «надо». На ней держался отдел моделирования. Будут люди на ее месте, может быть, не менее грамотные и не хуже, но такой – нет.

В Челябинск Татьяна Михайловна приехала в 1974. Сразу после окончания Новосибирского филиала Московского технологического института легкой промышленности.

- Сама я из Новосибирской области, рабочий поселок Колывань, - рассказывает Татьяна Михайловна. – Но в институте дипломную практику я проходила в Челябинской обувной фабрике на полуавтоматической линии по изготовлению девичьей обуви. Потому и распределили на Южный Урал.

Тогда выпускников Новосибирского филиала Московского технологического на фабрике было немало. Это ближайший вуз, который готовил необходимые кадры – и модельеров, и инженеров. Поэтому влиться в коллектив было легко. А с выпускниками-однокашниками нередко вспоминали студенческие годы.

-  Были у нас и выходцы из других вузов или с других предприятий направляли на работу в Челябинск. Но я заметила, что именно новосибирцы оказались самыми верными. К примеру, наш директор Владимир Степанович Денисенко – тоже выпускник новосибирского. Только, мы - модельеры с технологического, а он с механического факультета. Многие с дипломом Новосибирского филиала вуза продолжают работать на фабрике и сейчас.

40 баллов

Модельер и сейчас довольно престижная профессия, а тогда в СССР – стать модельером мечтала каждая вторая девчонка.  

- Мы тогда на фабрике были первые: задавали моду не только в обуви, но и в одежде. Все что носили модельеры, потом копировали и другие. Хоть мы и были молодыми, но нам давали проявить свой талант, а нам все было интересно. Тогда в Доме моделей проходили художественные советы, каждая модель набирала баллы, самый большой – 40. Я была модельером, то есть внедряла модель в производство. Помню, работали мы с Натальей Синевой. Она - художник, создавала модели «Люкс», была очень требовательна. Мы по два – три раза переделываем модель, переконструируем, чтобы получилось именно то, что она задумывала. И, бывало, получали 40 баллов. Благодаря ей, я многому научилась.

Тогда в Доме моделей, которая работала при обувной фабрике, была ручная затяжка обуви. Эта технология подразумевает надевание и затягивание верха обуви на колодку. В результате верх должен принять необходимую форму. От мастерства затяжчика зависит, как модель будет выглядеть. А ручная работа позволяла создавать интересные модели и держать марку: делать товар высокого качества.

И в советские годы и сейчас челябинская обувная фабрика производит огромный ассортимент. И создавая его, надо выдерживать баланс – делать как модные интересные модели, так и те, что будут пользоваться массовым спросом.

- В советские годы у нас была не просто фабрика, а целое объединение, куда входили Троицкая, Кыштымская, Златоустовская, Челябинская и Магнитогорская фабрика. На каждой – свой ассортимент. На каждой – свои модельеры. Но мы им помогали, следили за качеством,  смотрели, чтобы обувь выпускалась без отклонений от образцов. Зная возможности производства, я  более реально подходила к отбору моделей, которые надо будет внедрить на поток.

Татьяна Михайловна прошла все ступени карьерной лестницы модельера. Пришла на фабрику рядовым сотрудником, потом получила категорию. Через несколько лет – уже  старший модельер, потом главный, начальник отдела моделирования, который отвечает за внедрение отобранной коллекции.

- Конечно, нередко в городском потоке встречаешь «свою» обувь на прохожих. Видишь модель и вспоминаешь, как бились, чтобы запустить ее на поток – она тебе как родная. Сама тоже свою обувь носила. Импортную почти не покупала. А вообще очень много новинок приходилось внедрять. К примеру, сапоги – казачок на высоком каблуке… или внедряли конструкцию «чистый мокасин». Досталось же мне тогда по полной программе. Эта  конструкция при кажущейся простоте, очень сложная.  Для мокасин главное – кожа, она должна быть очень мягкой, поскольку там идет конструирование складочками, это фактически чулок, в этом и была трудность, к тому же процент ручного труда в этом производстве был значительный.  Но конструкцию освоили. Выпускали и ложный мокасин, его верх имеет характерный мокасинный шов, но  затяжка верха обуви происходила на машине.

В последние годы Татьяна Михайловна работала со многими смежниками по комплектующим материалам, в том числе с польскими производителями деталей низа: стельками, подошвами, каблуками

- Мы очень много общались, а поскольку у меня большой опыт в обувном производстве, давала им советы, рекомендации. Уверена, что сотрудничество было плодотворным и для нас и для них.

Так что ее вклад есть не только в развитии отечественной обувной отрасли, но и даже в европейской.

42 года

В трудовой книжке Татьяны Михайловны фактически две записи – принята на работу в 1974 году и уволилась в 2016. Всего 42 года!

- За это время было все, - вздыхает Татьяна Михайловна. -  Чем жила страна, тем и фабрика. Но надо отдать должное нашему руководителю Владимиру Степановичу Денисенко. Он нам всегда говорил – вы должны быть любопытными. Это и его очень характеризует. Ему интересно все, и он и нас вдохновлял. Говорит: вам должно быть все любопытно, интересно, чтобы этот интерес претворять в жизнь.

В 2002 году  Татьяну Михайловну представили к награде Почетный  работник текстильной и легкой промышленности. Тогда уже тяжелые годы фабрики  были позади. Стал расти ассортимент,  появилось новое оборудование, лучшее в мировой обувной отрасли.

- Я когда ушла на пенсию, то поняла, что Челябинск-то не знаю. Вся жизнь – на фабрике. Каждый будний день – мой путь  от конца Северо-Запада, где мой дом до проходной фабрики. Когда меня спрашивают: Татьяна Михайловна, чем сейчас занимаетесь, я отвечаю – изучаю город, в котором прожила больше 40 лет.

Мастер афоризмов

К моменту выхода на пенсию коллеги подготовили для Татьяны Михайловны сюрприз. В специальную книгу оформили все ее афоризмы. Ведь она мастер слова, что ни слово – то готовая поговорка. Тогда не были уверены, как она отнесется к такому подарку. Не обидится ли. Но у Татьяны Михайловны, как говорят коллеги, чувство юмора на высоте. Так что альбомом очень дорожит. На фабрике до сих пор вспоминают ее крылатые фразы.

- Как-то выступаю на балансовой комиссии, где каждый отчитывается о своей работе. Подводятся итоги, и меня спрашивают, как мы готовим молодых специалистов. Я говорю, они попадают к нам как в банку соленый огурец. Не хочет, да просолится. Так и пошла поговорка про молодые кадры. В самом деле, молодежь к нам из вуза приходит, теория у них есть, а как все это на практике реализовать, нужен опыт. И получив его, они уже становятся ценными кадрами. Таким, о котором мечтает каждое предприятие.

 

 

Наши люди