"Юничел" вложился в сеть

«Юничел» открыл 600 фирменных магазинов, закрепившись в статусе лидера на отечественном рынке обуви

Юбилейный магазин сети, работающей под брэндом российского производителя обуви «Юничел», открылся в Уфе, а фирменная розница компании сегодня уже представлена в 250 городах России и Казахстана. Куда направлен вектор развития производства, чем отличается спрос на обувь в разных регионах, а также о ближайших планах крупнейшего представителя легпрома рассказал генеральный директор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко.

                                  

В октябре «Юничел» открыл очередную торговую точку - фирменный магазин в Уфе – уже шестисотый по счёту. Почему именно в Уфе разместилась юбилейная точка?                                   

– Так совпало. На самом деле, мы развиваемся одновременно по многим направлениям. Например, только за прошлый год «Юничел» открыл более 70 новых салонов в разных городах. Темпы хорошие, но год на год не приходится. Мы выступаем за естественный, органический рост без потери качества. Хоть и стараемся развиваться там, где есть потенциальный покупатель нашей продукции, но делаем это с оглядкой на общеэкономическую ситуацию. В планах 2018 года – запустить 58 новых салонов. Помимо магазинов формата стрит-ритейл, взят курс на открытие фирменных отделов внутри крупных торговых комплексов. А вообще, «Юничел» представлен сегодня уже более, чем в 220 городах России. И Уфа – один из трёх «китов» наряду с Челябинском и Екатеринбургом, с которых и начиналось строительство розничной сети в 90-х годах. Сейчас в каждой из этих территорий-родоначальниц почти по 40 магазинов. Именно на них мы ориентируемся при анализе спроса и продаж, тестируем там востребованность новых моделей, обкатываем маркетинговые решения. Местом открытия 600-го магазина мог стать и другой город, но мы рады, что сложилось так. К слову сказать, в следующем году Уфа будет отмечать 30 лет присутствия «Юничела» в городе. И мы такие вещи обязательно фиксируем. В этом году 20 лет присутствия бренда в городе отметил Иркутск. А в прошлом было 20 лет Красноярску.

Ваши магазины работают в различных климатических зонах. Отличается ли ассортимент магазинов «Юничел» в холодных и жарких регионах?

— Отчасти структура товарного ряда магазинов в Тюмени и Астрахани будет разной. Ведь в холодном регионе мы привлечём покупателей обилием моделей кожаных теплых сапог, а в жарком – лёгких босоножек. Да, во всех магазинах присутствует базовый ассортимент. Но даже там, где климат схож, предпочтения покупателей могут отличаться. Например, в ХМАО и ЯНАО людям нужны только натуральные мех и кожа, толстая подошва на холодную погоду. А вот центральная Россия, напротив, предпочитает тонкую «европейку». А ещё существует ментальная разница в предпочтениях потребителей. Ну вот, например, в Казани на «ура» расходится все яркое: с блестками, пайетками, серебристое и золотое. В той же центральной России – в Липецке или Воронеже, уже лет пять не берут каблук. К ним значительно раньше приходят европейские тренды, в частности, – универсальность, плоский ход, максимальный комфорт, стиль – спорт-шик. При этом цвета обуви там предпочитают сдержанные, приглушенные, спокойные. И, кстати сказать, именно в столичных регионах нам развиваться очень сложно. Там достаточно избалованная публика, много брендов, сильная конкуренция, высокие цены на аренду и рекламу.

— Как же Вы определяете, что и в каком количестве нужно производить? Тут наверняка очень сложно рассчитать потребности капризной публики?

— У нас выстроена система предзаказов для производства. Раз в полгода на фабрике в Челябинске проводится ярмарка, куда приезжают сотни специалистов ритейла со всей страны. Это мероприятие очень напоминает итальянскую неделю моды, так как именно здесь можно увидеть тысячи моделей обуви следующего сезона. «Юничел» презентует разработки байерам — специалистам по закупу. Те, в свою очередь, оценивают коллекцию, исходя из своего опыта, особенностей региона, спроса и предпочтений покупателей, после чего делают заказ на производство. Как правило, там есть место базовым и новым моделям. То есть наши ярмарки формируют ассортимент магазинов, который будет доступен покупателям через полгода. Например, на осенней презентации-2018 мы получили общий заказ на производство коллекции «Весна-лето 2019» из 621 базовой модели и 1189 моделей в цветах. При этом в заявку вошли 280 новых фасонов. Когда наши фабрики произведут этот объём продукции, региональные подразделения начнут продажи, и по мере необходимости будут корректировать заказ. Ведь мы непрерывно мониторим ситуацию: какие модели продаются хорошо, какие «зависли» на остатках. Так, в коллекции остаются только те, которые, по мнению и оценкам всех служб, будут самыми коммерчески успешными. Фирменная торговая сеть на сегодня основной заказчик наших фабрик, расположенных в Челябинске, Златоусте и Оренбурге. На неё приходится до 95% продаж всей производимой обуви. А между тем, производим мы немало. Так, за 2016 год совокупно холдингом было выпущено 2,8 млн пар, за 2017 год – 3 млн пар. Планируется, что в 2018 году предприятие поставит на рынок 3,1 млн пар обуви.

               

То есть через собственную розницу продаётся 95% продукции. А куда идёт остальное?

— Напомню: у нас развивается новое большое и перспективное направление онлайн-продаж. В конце 2017 года был запущен интернет-магазин unichel-shop.ru, продукцию которого мы можем отправить в любой самый отдалённый уголок России благодаря сотрудничеству с «Почтой России» с широкой логистикой, охватывающей все регионы. Судите сами! В маленький башкирский поселок Дюртюли или Тару под Читой ни одна другая служба доставки одинокую пару обуви не повезет. А «Почта России» повезет, потому что она и там имеет свою точку присутствия. Этот опыт работы в сегменте электронной коммерции интересен и перспективен, за ним будущее. С этого года наша продукция представлена в интернет-магазинах Lamoda и Wildberries.ru. Разумеется, это ещё более расширяет географию наших потребителей и делает бренд узнаваемым за рубежом.

— Нет ли опасений, что онлайн-торговля со временем потеснит офлайновые продажи?

— До этого ещё явно очень далеко. У нас пока очень велика та аудитория, которая привыкла выбирать обувь в магазине – по удобству колодки, по полноте, по мягкости кожи, по ощущениям. И эти люди вряд ли в ближайшее время изменят своим привычкам. Я могу довольно четко охарактеризовать наших постоянных покупателей – это люди средних лет, ценящие качество, ориентирующиеся на цену: врачи, учителя, рабочие всех профессий, офисные служащие, военные. Они взвешенно принимают решения, как правило, обходят несколько магазинов, выбирают лучшее, обязательно примеряют. Но нельзя отрицать, что растёт число других покупателей. Им нравится смотреть на мир через экран монитора, делать покупки он-лайн, расплачиваться через интернет-банк или смартфон. Интересно, что вкусы и предпочтения у этих двух групп тоже разные. Например, в рознице к нам чаще идут за практичной, универсальной обувью для всей семьи. И очень редко с витрин магазина берут, к примеру, алые лаковые лодочки. Хотя, безусловно, они привлекают внимание, «заходят» на них, но покупают другие. А вот в интернет-магазинах такие смелые вещи, напротив, уходят «влёт». То есть, мы понимаем, что с помощью е-коммерс охватили ещё одну целевую аудиторию.

— Куда дальше пойдёт «Юничел»?

— Будем традиционно глубже отрабатывать существующие регионы присутствия, это выгодно и с точки зрения логистики и с точки зрения кадров, и, конечно, продолжим развивать новые для нас, южные направления. Мы долго отказывались от работы в них, что вполне объяснимо. Наш конёк – зимняя обувь и нам выгодно продавать именно ее. А вот там, где круглый год жара, обувной фабрике сложно продемонстрировать свои преимущества. Тем не менее, первые шаги сделаны – в прошлом году мы открылись в Астрахани, Элисте и Волгограде, а также в нескольких городах Южного Казахстана. Нужно ли нам дальше расти там, покажет время. В продолжение темы Казахстана: неожиданно интересным для нас оказался этот рынок. Местные жители проявили такой большой интерес к нашему ассортименту, что мы за один год открыли там более 30 магазинов. За счет чего в 2017 году розница показала взрывной рост. Казахи исторически хорошо разбираются в качестве кож, их оценка нашей обуви – своеобразное признание. А ещё они по старой советской памяти хранят большое уважение к «российскому старшему брату» и стопроцентное доверие к российскому качеству. Поэтому лучшей рекламой для наших магазинов в Казахстане является пометка «Сделано в России», этого, порой, вполне достаточно, чтобы в магазин пришел покупатель.

— Какими новинками собираетесь радовать потребителя?

— За последние 3 года мы много инвестировали в развитие производства. Приобрели современное итальянское затяжное оборудование, раскройные комплексы, обновили парк техники в цехе по производству подошв, запустили новый литьевой участок. Кстати, за счёт новых возможностей мы начали производить новые, актуальные подошвы из сплава современных материалов – легких и нескользких. С этого года мы начали использовать в качестве подклада материал типа gortex и в осенне-зимней коллекции. Это мембранный трехслойный материал нового поколения – альтернатива натуральному меху. Подходит для водителей и спортсменов, людей с подвижным образом жизни – он более экологичный. В новой осенне-зимней коллекции начали применять еще один современный материал «marmotta», который на 80% состоит из натуральных волокон. Он тоненький – аналог «европейки», не слишком жаркий, на ноге выглядит очень аккуратно. И элегантность в зимней обуви сохраняется, что важно для женских сапог с высоким голенищем или ботфортов.

             

Текст подготовила Карина Смольникова, «Деловой квартал»

Получать информацию о скидках, акциях, новой коллекции!