Эксперт «Юничел»: контрафакт влияет на легальный рынок обуви
28 апреля 2021
22 апреля, в пресс-центр «Гранада Пресс» состоялась пресс-конференция на тему «Нелегальная продукция. Как защитить челябинских покупателей и производителей».
На вопросы журналистов отвечали директор по защите от нелегального оборота продукции Центра развития перспективных технологий (Москва) Максим Курганский, начальник управления стратегического развития министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Анастасия Понькина, начальник отдела защиты прав потребителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области Ольга Лаба, главный экономист обувной фабрики «Юничел» Оксана Надеина.
В ходе пресс-конференции Оксана Надеина отметила, что более 30% пар обуви от общего объема потребления в год завозятся на территорию России нелегально. Обычно это происходит без таможенного контроля с территорий прилегающих государств, в частности Казахстана и Беларуси. И даже в пандемийный 2020 год, когда многие предприятия были вынуждены перевести сотрудников на удаленку и сократить объемы производства, доля ввозимого контрафакта осталась прежней.
Эксперт «Юничел» также подчеркнула, что от некачественной и контрафактной продукции страдают не только покупатели, которые приобретают порой опасные для здоровья товары, но и предприятия российского бизнеса в целом.
— До 2021 года ёмкость обувного рынка по России составляла 550 миллионов пар. Именно столько покупают наши граждане в год. Из них 270 миллионов пар (по данным Росстата) – это легальный импорт, еще 100 миллионов пар – продукция российского производителя, а вот порядка 180 миллионов пар – «черная дыра», которую контролирующие органы официально не видят по документам. Это и есть нелегально ввозимая на территорию нашего государства обувь, — добавила Оксана Надеина. – А в результате законопослушные и честные производители из-за этого не могут нарастить объемы производства, создать новые рабочие места и повысить зарплаты сотрудникам.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области Ольга Лаба привела конкретные цифры. В 2020 году сотрудники Роспотребнадзора провели 32 административных расследования, из них 6 – совместно с таможней. Помимо наличия маркировки, проверяющие органы также смотрели соответствие продукции техническим регламентам. Благодаря этому удалось «перехватить» 1056 пар нелегальной обуви, которая шла в нашу страну с территории Казахстана. Она подчеркнула: в прошлом году было сделано более 514 проверок, требуемому качеству не отвечало 18% единиц непродовольственной продукции, из них 8% — это товары легкой промышленности (одежда и обувь).
Участники пресс-конференции сошлись во мнении, что сам покупатель должен знать, какую обувь он покупает, и понимать, что дешевая и низкокачественная продукция может нанести вред здоровью.
Проверить, является ли продукт маркированным и законно ли он появился на прилавках российских магазинов, сейчас можно через приложение «Честный знак», которое можно скачать на свой смартфон. Уже сейчас в системе зарегистрировано более 2 миллиардов продукции.
Если же товар окажется некачественным, прямо в приложении можно подать жалобу в Роспотребнадзор.
— Считаю, что нужно активнее вовлекать граждан в процесс маркировки и создавать общественный контроль, и в случае обнаружения подделки обязательно обращаться в контролирующие органы, — добавила начальник управления стратегического развития министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Анастасия Понькина.
Сделать наказание строгим и неотвратимым.
В качестве дополнительных мер борьбы с немаркированной и контрафактной продукцией главный экономист «Юничел» Оксана Надеина выступила с предложением усилить степень ответственности недобросовестных производителей и продавцов, а также сделать наказание неотвратимым.
— Обувь российских производителей подделывается нечасто, но контрафакт в целом мешает развитию отечественных предприятий. Совместно с приложением «Честный знак» сейчас также работает единая система прослеживаемости товаров. И неотвратимость наказания должна быть применима, когда продукция не соответствует требуемым критериям, — резюмировала она. – И если сейчас немаркированный товар просто изымается с прилавков, а продавец отделывается зачастую штрафом, то от лица бизнес-сообщества мы выступаем за введение уголовной ответственности в отношении организаторов таких продаж. И неважно, в каких размерах была развернута торговля. Люди, которые занимаются махинациями, должны знать, что они рано или поздно попадутся!