«Я живу уже в лете 2021-го», – говорит эта невыносимо стильная женщина, которой дашь от силы 35. При этом стаж работы на «Юничел» у нее, страшно сказать, в этом году 28 лет. Своего возраста (7 февраля она отметила юбилей) Инна Храмцова не стесняется, впрочем, она его, похоже, просто не помнит. И не мудрено забыть, когда вот так вот скачешь во времени. Очень редко – в прошлое и гораздо чаще – вперед, в будущее. Каким она его видит, о чем знает наверняка и почему 2020 год станет переломным в судьбе ее фабрики – в интервью Агентству новостей «Доступ».

О ПРОШЛОМ

- Инна Викторовна, 1992 год, Вы выпускница одного из лучших в стране Московского государственного университета технологии и дизайна – так, почему «Юничел»?

- Только тогда это предприятие называлось ЧОФ – Челябинской обувной фабрикой и было, честно говоря, на грани катастрофы – в 92-м годы все разваливалось, страну штормило.

- То есть пространство вокруг было не сказать, чтобы творческое?

- О да, все было очень печально, грустно и тоскливо. Честно говоря, увидев в магазинах обувь от ЧОФ, я была в тихом ужасе. Потому что поточную обувь шили тогда – я понимаю, что от безысходности – сапоги, например, из вельвета. Вы можете себе такое представить?! Голенище из вельвета – ну, это надо было быть сильно творческим, что так выкрутиться, когда кожи не было, ничего нормального не было, комплектующих не было…

- Но начинать с чего-то надо было?

- Ну, да, шаг за шагом… И в этом очень помог наш генеральный директор, Владимир Степанович Денисенко. Это он горел тем, чтобы фабрика удержалась на плаву и вообще выжила. Это именно он не сдал фабрику в аренду под торговый комплекс. А тогда бы все мы, весь коллектив могли просто пойти на улицу. Но он проявил невероятную твердость, а предприятие шаг за шагом потихоньку начало выкарабкиваться: поиск новых технологий, материалов, комплектующих, поставщики, обучение... Поставщиков мы тогда искали буквально по всему миру…

- А дизайнерские-то навыки Вы начали применять?

- У меня было просто дикое желание делать красивую, хорошую обувь европейского уровня. Мы много выезжали – на выставки, ходили по итальянским фабрикам, смотрели, как делают обувь они, какое оборудование должно быть, какие кожи, какой дизайн. Мы же в 90-е не сильно были избалованы красивой обувью, прямо скажем. Надо было шлифовать понимание, какой должна быть обувь, а следовательно, воспитывать вкус и у потребителя. И в этом нам здорово помогли итальянцы. Они обладают природным чутьем, у них чувство прекрасного в крови, они выросли среди красоты, когда на каждом шагу произведения искусства, на каждом шагу – красота тысячелетий. У нас… Ну, советская культура шла немного в другом направлении, фабрики, по крайней мере, были заточены под то, чтобы всю огромную страну хотя бы просто обуть, о красоте особо печься было некогда.

- Типа ладно скроено да крепко сшито?

- Да, может, неказистенько, но носить-то можно...

О НАСТОЯЩЕМ…

- Инна Викторовна, когда идете по улице – смотрите, во что народ обут?

- Обязательно! Это уже болезнь даже, профессиональная деформация! Взгляд сразу же падает на ноги, потом вверх, потом снова вниз – как сканер, считывание информации.

- И что Вам удается считать?

- Ну, обувь вижу сразу. Если вижу красивую – приятно, если красивую и «свою», «Юничел», – вдвойне приятно.

-И часто видите «свою»?

- Да. Причем часто мне нравится, как круто она выглядит со стороны, как здорово ее люди умеют сочетать и интерпретировать. Например, когда я создавала, рисовала в голове какой-то один образ, а вижу, что покупатель сочетает ее совсем по иному, но тоже круто.

- А идеи на улице собираете?

- Ну, да, память профессиональная, достаточно один раз взглянуть – «сфотографировать» – и потом обдумываю понравившуюся идею, пытаюсь примерить ее на наши фасоны, на нашу линейку, включить ее, встроить, если она действительно необычна, интересна и может вдохнуть новую жизнь в уже отработанную модель.

- А от каких-то брендов отталкиваетесь? И вообще не считается зазорным что-то где-то подсмотреть в вашей работе?

- Нет, это незазорно вообще, потому что это мода. Обувную моду диктуют, конечно, итальянцы, это, в первую очередь, PRADA, самый главный законодатель моды, Gucci и – не мой любимый, но тем не менее – Dolce&Gabbana, хотя это больше гламурный стиль. А общемировой тренд не подиумный, а потребительский, тяготеет, конечно, больше к разумности, практичности. Но только чтобы практичность была красивой. Вот это главное! Красиво и удобно! И если в коллекции умудряешься сохранить этот баланс –вот это дорогого стоит.

- Можете в двух словах сформулировать свой стиль в дизайне обуви?

- Я дизайнер-производственник, промышленный дизайнер.

- Я так понимаю, это сразу отметает всякие безумства, которые всплывают в голове при слове «дизайнер»…

- Абсолютно точно. Тут надо четко понимать: да, ты можешь упирать на экстравагантность – и у меня, как у любого творческого человека, есть безумные идеи… О-о, дай мне полную волю, будь у меня свой бренд, конечно, я бы создала совершенно другую обувь, такую, которая в моем понимании шикарна, прекрасна и так далее. Но я понимаю: я работаю на производстве, а это значит, что я должна вписываться в концепцию того потребителя, на которого мы работаем, и в возможности фабрики. Это надо очень четко понимать. Если этого не получается, если ты создашь коллекцию, которая не продастся, тебе просто скажут «до свидания». К сожалению, рынок сегодня очень жесткий.

- То есть продаваемость коллекции, коммерческая успешность – сегодня это главный показатель?

- Точно.

- Над какими моделями Вам больше нравится работать: женскими-мужскими, детскими-подростковыми?

- Я универсал. Я умею делать все.

- Но есть же любовь?

- Тогда женская, конечно! И очень нравится с детской работать… Но все-таки больше женская.

- И какие ключевые тренды сейчас? Что сейчас на острие – простота, элегантность или броскость – что?

- Вы знаете, мы практически исключили из нашей коллекции высокий каблук, вообще исключили все, что выше «пятерочки» (5 см – прим. АН «Доступ»), потому что как показывают исследования, рынок очень сильно поменялся за последние 5 лет. Мы много уже об этом говорили. Если в 90-е годы женщины предпочитали высокий каблук, считалось, что наряду с короткой юбкой это – путь в высшее общество. А сегодня предпочтения поменялись, у женщин перещелкнулся тумблер на практичность. Тут моду диктуют уже феминитивы: мы сами можем зарабатывать, без чьей-либо помощи, у нас с мозгами все в порядке, и тогда зачем нам мучить свои ноги.

Я вообще считаю, что каблук-шпильку в конце концов ждет участь корсетов, изживших себя в конце XIX века. Они уйдут в историю и займут место в музейных коллекциях.

…И О БУДУЩЕМ

- Инна Викторовна, чем больше живет дизайнер: прошлым, настоящим или будущим?

- Только будущим! Только им! Честно, я вообще не люблю вспоминать про прошлое, мне интересно, а что еще будет, что там, впереди

- Ну, я так просто спросила, на самом деле, я знала ответ на этот вопрос. Стоит только взглянуть на названия коллекций в вашем рабочем шкафу – все понятно: «Весна-лето’2021».

- Да! Все, что производится сейчас, для меня уже устарело. То есть все, что у нас сейчас в производстве, я это сделала год назад. И сегодня, да, я уже думаю, что будет летом 21-го.

- Так, побудьте немного Кассандрой – расскажите, что будет летом, но только ближайшим. Мы, обычные люди так далеко не смотрим.

- Лето 20-го… Вы знаете, в лете 20-го будет очень много, просто невероятное количество белых кож и подошв, особенно в кроссовках, которые станут хитом продаж, причем как женские, так и мужские, и подростковые, и детские. Даже не кроссовки – скорее, обувь в стиле casualsport: кожаные кроссовки на толстой подошве, расклешенные в стиле Balenciaga, да. Очень массивные. Но при этом легкие, почти невесомые за счет современных материалов, новых технологий литья подошвы.

И это, конечно, будут новые материалы, которые не желтеют под ультрафиолетом – за счет правильно подобранных компонентов: кожи, не боящейся солнечного света, и подошв со специальными добавками против ультрафиолета…

- И это все на цене, конечно, скажется?

- Нет, абсолютно! Мы вообще сторонники того, чтобы сохранить цены максимально доступными, мы работает на широкую аудиторию. Мы понимаем, насколько сейчас трудно стало нашему покупателю. Потому что уже пять лет доходы населения не растут. И чтобы дать возможность купить обувь… Все равно ведь, несмотря ни на что, мы хотим и покупаем новое – это поднимает настроение. Это аксиома. Поэтому «Юничел» старается держать цены такие, чтобы они не кусались. Так было всегда, это правило, которого мы придерживается. Делаем все для наших покупателей, поэтому они с нами надолго

- А вернемся к трендам будущего лета…

- А давайте. Наряду с белым фаворитом будет тотально желтый цвет (у нас будут такие кроссовки) и вообще взрыв тропических красок, связанных с тропиками: лиловый, розовый, жемчужные оттенки, зеленый – у нас он почему-то сложно идет, но надо к нему привыкать, наш покупатель не совсем понимает этот цвет, мы его вводим очень дозированно. Думаю, скоро-скоро он станет musthave.

Голубой и серо-голубой вошли в нашу жизнь уже этой зимой и еще задержатся, так же как и леопард – я его не люблю, но думаю, еще минимум сезон он точно подержится. Останутся в моде шкуры экзотических животных – зебра, прочая тропическая живность, змеи.

Яркий синий – остается. Все эти неоновые оттенки подержатся еще сезон – и все, потом весь неон уйдет в небытие.

- Чтобы на новом витке развития моды вернуться?

- Конечно! Обязательно! Ну, а главный тренд ближайшего лета – сияй, сверкай и блистай, а это значит, золото. Много золота. Вот эта мишура, стиль Dolce&Gabbana – он будет на пике. Золотые кожи. В сочетании с белым это будет просто божественно – как будто сошла с Олимпа.

- А какие формы?

- Массивные, если мы говорим о casualsport. В женской обуви тоже пока сохраняется массивность, платформы, хотя уже PRADA предлагает нам тоненький невысокий каблучок-рюмочку и острый носок – вот куда повернул обувной вектор: от круглого носа (если мы говорим о лодочках, об элегантной женской обуви).

- То есть все идет по кругу. Я помню, у меня в 20 лет были шикарные туфли с квадратным носом, на массивном квадратном каблуке цвета чая с молоком – я в них был ужасно прекрасная…

- Кстати, насчет квадратного носа – это тоже модно, как и трапецевидный каблук. Да, мода циклична, но на каждом новом витке – новые краски, новые материалы и технологии.

- Банальный вопрос, но не могу не спросить? Какую обувь носите Вы?

- Не постесняюсь сказать, у меня просто невероятное количество обуви, я в этом смысле шопоголик, не знаю, куда ее ставить. Я с ума схожу по обуви. Ношу страстно – и дорогих брендов, и свою – обязательно. У меня половина обуви - наша. И как правило, ношу первую опытную модель, смотрю все недостатки, как она себя ведет. Это очень важно и интересно – почувствовать себя в шкуре того человека, который будет носить обувь «Юничел». И если в процессе носки опытного образца вижу, что что-то не так, мы их переделываем, дорабатываем. Обязательно. Конечно, я не всю обувь могу протестировать.

- Нужны вам еще подопытные кролики? Возьмите меня!

- А у вас какой размер?

- 41-й.

- Ой, ну, вот был бы средний, 37-й… 41-й, к сожалению, нет.

- Эх, жаль, не повезло.

- А у меня стандартный, средний размер – 37-й

- А Вам повезло!

- Но мы делаем обувь на разные полноты, на разные ноги. У нас идет разбег полнот, например, в женской группе, от 5-й и даже до 9-й. Вы можете себе представить! (Нет, не могу. – Прим АН «Доступ») Разница между полнотой – 3 миллиметров в объеме, вот и считайте – разбег в два с половиной сантиметра – вот такая разница, которую мы стараемся охватить. И ноги разные… А мужские – с 40-го по 46-й, отдельные модели есть 47-й.

- Есть у вас какие-то прямые отзывы о вашей обуви, Ну, кто-то из знакомых говорит: слушай, я твою обувь ношу – класс!

- Все мои друзья, на самом деле. Я великий пропагандист нашей обуви и всегда использую любую возможность рассказать или посоветовать, или пригласить купить. И между прочим, идут, покупают, и потом признаются, что не ожидали… Зимние кроссовки на меху, кстати, сейчас – это тема, это бомба, я уверена, это будет хитяра продаж на следующий сезон. Особенно в регионах, где зима мягкая, как у нас в этом сезоне. Для мегаполиса – это самое то, не для холодных регионов, не для деревни. Беговая неубиваемая обувь.

- Думаю, это не только мужская тема – тем более сейчас обувь унисекс во многом.

- Я уже сама относила несколько пар, с удовольствием покупаю одну и ту же модель, сделанную в разной коже. Вот это, кстати, тоже модная фишка - брать удачную модель и просто повторять ее в разных кожах. Если такая модель найдена, это дорогого стоит. Ищешь такие модели – апгрейдишь, привносишь новые элементы – и это правильный путь.

- Кто еще участвует в создании коллекций «Юничел»?

- О, у нас целый отдел специалистов по ассортименту, который мониторит рынок, потребности и ожидания нашего покупателя, все магазины, которых более 600, продажи прошлых сезонов – удачные, неудачные модели. Эта мощная аналитика по всему ассортименту стекается, сводится, и на ее основе плюс ориентируясь на тренды (а как я уже сказала, я знаю, что будут носить летом 21-го), мы складываем этот пазл: модные тенденции плюс запрос покупателей – ах, если это складывается, это самое важное, значит мы попали в яблочко. Потом уже подключается все остальное: закуп комплектующих, запуск всей махины производства, логистика и продажи…

СОВЕТ ОТ ПРОФИ

- Инна Викторовна, как выбирать обувь правильно, чтобы, попросту говоря, не встрять?

- Зимняя обувь из натуральной кожи можно, чтобы она была чуть плотно – она примет форму ноги. А если она из синтетики… Никогда не берите, если при примерке чувствуете хоть малейший дискомфорт – ненатуральная обувь никогда не поведет себя, как кожаная.

Покупать обувь лучше, конечно, вечером, когда нога чуть растопталась, немного отекла от нагрузок, от выпитой воды.

И никогда – слышите, никогда! – не надевайте новую обувь в командировку или отпуск, особенно если вам придется много ходить. Только та обувь, которую ты носил, которую ты чувствуешь, как вторую кожу – иначе можно проклясть все на свете, если обувь тебе натирает. Хотя иногда нам с удивлением рассказывают истории про то, что надели в отпуск Юничел и ничего страшного не произошло.

- Вижу, Вы очень красиво и долго можете говорить на заданную тему? Но все-таки, можете подвести какой-то итог?

- Итог жизни?

- Не больше чем половины!

- Мне очень важно, что у меня – видишь? – глаза горят! У меня есть очень хорошее, ой, аж голос задрожал (и слезы навернулись, я все видела. – Прим. авт.), хорошее ощущение, что впереди очень много нового. Мы в этом году покупаем новую программу 3D-моделирования. Это для меня аб-со-лют-но новый виток вообще в дизайне. Это представляете, что такое! Это создание виртуальной модели. Это совершенно другое моделирование, конструирование более точное, это… Если вкратце, мы выходим на новый уровень производства обуви. Запомните этот год – 2020-й! – это будет переломный год обувной фирмы «Юничел». И для меня это…

Понимаете, мы все, в общем, обычно сидим на одном месте, тебе хорошо, легко и приятно, тепло, и переходить к чему-то новому – страшно, покидать эту зону комфорта – страшно, раздвигать границы – страшно. А мне? Мне тоже страшно, но и страшно интересно, я хочу этого!

Эта тема у нас закрутится с марта – закуп программы, обучение – приедут итальянцы, будут обучать.

- Итальянский знаете?

- Да, в совершенстве. Учу английский, но моя мечта – выучить китайский и японский. Так что пообщаемся с итальянцами за жизнь, за красоту. Я с такой радостью этого жду. И вся эта тема – это будет мощный рывок и глоток свежего воздуха. Это всегда здорово, а творческим людям – жизненно необходимо.

 

 

Наши люди