Работник обувной фабрики Юлия Белик досконально изучила все этапы создания сандалий, туфель, ботинок и сапог – от подошвы и стелек до задника и верха. Именно в цехе, где она работает, будущая обновка начинает свой путь к покупателю. А в свободное время Юлия увлекается здоровым образом жизни: лыжи, коньки, велосипед и, конечно, фитнес.
Девчоночка фабричная
Юлия называет себя везучим человеком. Хотя ни разу не выиграла ни в одной лотерее. Жизнь всегда вознаграждала её за старание и трудолюбие.
Впервые на челябинскую обувную фабрику «Юничел» Юля пришла в 14 лет. Получилось это почти случайно. Каждое лето в детстве они с сестрой ездили к бабушке на Украину. Но в 1986 году прогремел Чернобыль, и девочки остались дома. По соседству жила начальник третьего цеха обувной фабрики Софья Павловна Мухамадеева. Она и предложила Юлиному папе: «Пусть девчонки идут к нам работать, чего им во дворе всё лето болтаться».
– Папа у меня человек старой закалки, сам не любил праздного времяпрепровождения и нас так же воспитывал, – вспоминает начальник цеха №1 Челябинской обувной фабрики «Юничел» Юлия Белик. – В общем, он настоял, и мы с подругой пришли на фабрику. Я стояла на 5-м пошивочном потоке, запускала заготовку с колодкой на конвейер – это первая основная операция. Потом перевели на другой поток – как сейчас помню, шила заготовки к «дутышам». Тогда такие сапоги были в моде.
На фабрику девочки приходили рано утром, к 6:50. И работали по-настоящему, наравне со взрослыми, разве что подростков пораньше домой отпускали.
Разные операции на производстве она освоила быстро. Проблем с этим не было, так как Юля всегда любила шить. Если на школьных уроках труда все начинали с фартуков-ночнушек, то она сразу же раскроила и сшила куртку. Любимым чтивом у женской половины семьи тогда был немецкий журнал «Бурда Моден» – мама выиграла подписку на него. Юля с сестрой шили и вязали себе одежду по этим выкройкам, даже устраивали своеобразные показы мод.
– Проработали полтора месяца, пока фабрика не пошла в отпуск. А зарплату я тогда получила больше, чем мама – 150 рублей! – рассказывает Юлия. – И на первые самостоятельно заработанные деньги купила модную тогда песцовую шапку.
Утром – работа, вечером – учёба
Через четыре года, будучи студенткой первого курса, она вернулась на фабрику. Сразу после зимней сессии – поступила на механико-технологический факультет ЮУрГУ, выбрав специальность «Машинные аппараты легкой и текстильной промышленности». Юлия училась на вечернем отделении, ей хотелось самостоятельности и независимости от родителей.
– И опять повезло – меня приняли! А устраиваться на работу я пришла в той самой песцовой шапке, – улыбается Юлия. – Она стала моим талисманом.
Девушка попала в тот же цех, где начинала ещё школьницей. Её поставили сборщиком обуви на заготовочный поток.
– Из первого цеха приходят раскроенные детали, а здесь из них собирают готовую пару – это и называется заготовка, – продолжает Юлия Белик. – Работала на машине тяжелого типа. Мы делали строчно-клеевые кожаные сандалии. Там надо было делать ажурную строчку вкруговую. Дня через три-четыре начала норму выполнять – тогда нужно было прошить примерно 270 пар за смену.
Постепенно осваивали более сложные и ответственные операции – союзку пришить, молнию или кант прострочить и так далее. С каждым навыком приходило понимание ответственности за конечный результат.
– Тут наглядно понимаешь: от того, насколько качественно ты выполнишь свою операцию, во многом зависит, какой получится пара обуви в итоге, – рассказывает Юлия Белик. – Одной из сложных операций считается, например, пристрачивание берец к союзкам двумя параллельными строчками с П-образной закрепкой. Очень важно сделать это так, чтобы закрепка в паре была одинаковой. Тогда обувь красиво смотрится.
В 1999 году в том же цехе №3 организовали 6-й заготовочный поток – конвейер, на котором последовательно работают 25-27 человек. Юлию назначили мастером, а через полгода – замначальника цеха.
А когда в 2006 году ушла на пенсию начальник первого цеха, генеральный директор фабрики Владимир Денисенко вызвал Юлию в кабинет и предложил новую должность. А сомнения парировал:
– Понимаю, что переживаешь. Это значит, повзрослела!
Как примирить модельера и технолога
Третий цех, в котором первые годы работала Юлия, шьёт женскую и девичью обувь, второй специализируется на мужской. Цех№1, в котором наша героиня работает уже больше десяти лет, расположен на двух этажах: один участок на первом, а все остальные потоки – на четвёртом.
– Иногда по 15-20 раз за день туда-обратно набегаешься, вот тебе и физзарядка, – улыбается Юлия.
Первый цех кроит и собирает комплекты деталей верха и низа обуви. Здесь на стенах можно увидеть расфасованные по размерам стельки, на линиях выкраиваются задники и носки обуви. Есть специальное оборудование, где льют подошвы. Если же она привозная, то просто доводится до финишной обработки. Затем крой сдаётся на заготовку, а детали низа – на пошивочные потоки.
На вопрос, в каком цехе интереснее или тяжелее работать, Юлия Белик ответить затрудняется. По её словам, везде есть свои нюансы.
– Мне и там работа нравилась, и здесь. Вы знаете, работа, которую любишь, – это тоже большое везение, – говорит она. – Папа мне говорил: «Никогда не ленись! Будешь много и усердно работать, всего добьешься сама». На одном предприятии работаю уже больше 20 лет. И мне до сих пор не надоело. А все потому, что вместе с ритмом жизни меняются и технологии, материалы, мода. Мы на фабрике тоже постоянно учимся, осваиваем новые технологии, двигаемся вперёд.
Считается, что женскую обувь шить сложнее – больше деталей, изящнее крой. Юлия в целом согласна с таким утверждением, но отмечает, что всё зависит от художника-модельера, от того, какой он видит конкретную модель.
– Бывает, очень навороченная мужская обувь – много разрезных деталей, сложных моментов. Смотрим и крепко задумываемся, – признаётся она. – Дело в том, что какой бы красивой и модной ни была обувь, она должна быть доступной для массовой сборки. Понятно, что в экспериментальном цехе можно сделать модель любой сложности, но это будет одна пара. А когда у тебя выпуск 400 пар в смену? Нужна такая технология, которая и модель не испортит, и сборку облегчит. Вот тут и начинается совместное творчество модельера и технолога.
Юлия показывает каталог новых моделей, которые появятся в магазинах весной и летом будущего года. В скором времени работники фабрики начнут воплощать эти задумки в жизнь.
– Приятно, когда вижу на улице семью в нашей обуви. И сама её, конечно, ношу, – добавляет она. – Для повседневки выбираю что-нибудь без каблука, сапоги мне по голенищу не все подходят – нога узкая. Но вот был один фасон очень удобный, так даже две пары сносила. Сыну постоянно обувь покупаю.
ЗОЖ – наше все!
Любовь к лыжам и здоровому образу жизни Юле также привили с детства. По её словам, это во многом заслуга отца, он всегда был активным и спортивным человеком.
– Если зима – лыжи, коньки, если лето – велосипеды. Мы никогда на диване не лежали, – вспоминает Юлия Белик. – У нас постоянно обновлялся спортинвентарь – по возрасту и по росту.
Когда зима начиналась, отец специально раскатывал трассу, и всю зиму семья наматывала круги на лыжах. Километров десять точно бегали. В школе Юлия участвовала во всех спортивных соревнованиях. Даже успела позаниматься дзюдо. Около года ходила на тренировки. Главное, чему, по её словам, научилась – падать. Бросить через бедро тоже может, но, слава Богу, не приходилось в жизни это умение применять.
Сейчас Юлия тоже бегает на лыжах, катается на коньках и велосипеде – без рекордов, просто для удовольствия. И вообще старается вести здоровый образ жизни. На работу всегда ходит пешком, благо живёт в паре остановок от фабрики. В выходные обязательно гуляет в парке или в лесу на северо-западе. Освоила даже новомодные средства передвижения, например, лихо катается на гироскутере.
А спуски на горных лыжах Юлия освоила благодаря корпоративным выездам.
– Наш генеральный, Владимир Денисенко, всех поставил на лыжи, – улыбается она. – Объяснял лучше, чем инструктор.
Ещё один секрет поддержания себя в форме, которым поделилась Юлия Белик, – это ежедневные занятия фитнесом.
– Ставлю видеопрограмму с комплексом упражнений от Клаудии Шиффер, и по ней занимаюсь, – рассказывает она. – Подходит как для начинающих, так и для продвинутых спортсменок. Каждый день по 30 минут делаю, а в выходные, бывает, и два раза. Очень удобно: и времени немного, и результаты есть.
Неудивительно, что пару лет назад Юлию Белик выдвинули от фабрики на городской конкурс «Её величество Женщина».